Автомобильные аварии – следствие не только неправильного поведения водителей и пешеходов, но и отсутствия либо недостаточного присутствия ограждающих конструкций на дороге. Главное, для чего нужны дорожные барьеры – защита участников движения от чрезвычайных ситуаций. С этой целью ограждения устанавливают на всех автомагистралях независимо от их ширины и протяженности, на переездах и прочих опасных участках.
Назначение изделий
Защитный барьер – элемент дорожной инфраструктуры, который предупреждает автомобилистов о приближении опасного для транспорта и пешеходов участка дороги. Ограждающие конструкции устанавливают не только на магистральных обочинах и разделительных полосах шоссе, но и в пределах городской черты: на тротуарах, мостах, возле зеленых зон.
Основное назначение дорожных барьеров:
- Ограничение траектории движения транспорта для исключения заезда на опасный участок.
- Разметка дорожного полотна, постоянная либо установленная на время.
- Отделение полосы движения от края дороги для предупреждения скатывания транспорта в кювет.
- Усиление разделительных полос.
Виды дорожных барьеров
Классификация защитных барьеров довольно широкая, подразумевает разделение по предназначению, принципу функционирования и внешнему виду.
По назначению дорожные барьеры бывают:
- Защитные.
- Боковые и фронтальные для удержания транспорта.
- Для ограничения движения пешеходов.
По функциональным особенностям ограждения делятся на:
- Барьерные. Бывают дорожными и мостовыми, жесткими и изгибающимися, односторонними и двусторонними. Дорожные конструкции закрепляют на грунтовом основании на основном, переходном и концевом участках. Мостовые фиксируют по длине моста и протяженности переходных плит. Односторонние дорожные ограждения устанавливают на обочинах и по разделительным полосам. Мостовые – в границах протяженности моста или тоннеля. Двусторонние барьеры фиксируют и на дорогах, и на мостах по разделительной полосе.
- Парапетные. Стоят на обочинах и разделительных полосах магистралей. Основной участок составлен прямыми и короткими блоками. В его начальной и конечной точках установлены конструкции, принимающие продольно направленное давление, когда транспорт сталкивается с ограждением. Парапетные ограничители ставят так, чтобы они не мешали дождевой воде или тающему снегу стекать с полотна дороги.
- Направляющие. Это конусы, столбы, тумбы, тросы. Перечисленные конструкции повышают видимость эстакад, развязок и прочих дорожных элементов, помогающих стабилизировать и ускорить транспортный поток. Направляющие барьеры устанавливают на неосвещенных шоссе, на прямых отрезках развязок, на съездах в болотистой местности или вдоль водотока глубиной от 1 м. Также они обязательны вблизи небольших придорожных построек и на кривом участке дороги, где насыпь выше 1 м.
По внешнему виду дорожные барьеры бывают:
- Тросовые – протянутые между столбовыми опорами.
- Балочные – зафиксированные на опорных столбах дороги.
- Трапециевидные – отбойники из бетона.
- Водоналивные – конструкции из пластика, заполняемые водой.
- Заборные – рифленые панели из железобетона, скрепленные меж собой.
Материалы изготовления дорожных барьеров
Современные ограждения изготавливают из:
- Металла.
- Бетона и железобетона.
- Пластика.
Бетонные изделия самые распространенные, так как обладают высокими эксплуатационными качествами. Материал прочный, устойчивый к температурным колебаниям и повышенной влажности, долговечный. Он легко укладывается, не разрушается при механических нагрузках. Бетонные и железобетонные барьеры бывают оградительными и разделительными. Вторые разграничивают полосы дорожного полотна. Оградительные стоят на обочинах, препятствуют скатыванию автомобиля в кювет.
Металлические конструкции изготавливают из строительной стали. Их монтируют на обочины и разделительные полосы магистралей и мостов. Стандартный ограничитель из металла состоит из стойки, балки, светоотражателя, жесткой консоли, а также распорочной или амортизирующей. Мостовой барьер дополнительно оснащен фланцем и ребром стойки.
Пластиковые ограждения устанавливают на отрезках дорог, где уклон рельефа небольшой. Они выглядят как пустотелые конструкции, заполненные песком или другим утяжеляющим материалом.